Небольшое вступление. У меня есть небольшое хобби познакомиться со всем, что было сделано на основе какого-то фильма, игры, книги, о каком-то персонаже и т.п. Я не всегда ему следую из-за того, что для этого нужно время, вдобавок к этому я ещё "в стол" делаю статьи об этих франчайзах. Ну как, статьи всего три. Одна из них про "Эйса Вентуру". Ввиду последних новостей о планирующемся возвращении героя, я решил ей поделиться. Вот.
______________________________________________________________________________________
Разве не было бы здорово, если бы существовал мир, в котором бы платили за проведённое с красивыми девушками время и за спасение похищенных животных? Где ужасные гавайские рубашки всё ещё были в моде? Где надоедливым поведением восхищались и где его бы даже поощряли? Что же, мои джунглей друзья, такой мир существует. Это мир Эйса Вентуры. И только самый настоящий ЛУУУУУУУЗЕР туда бы НЕ захотел.
Забавно, что режиссёр первого фильма про эксцентричного детектива по розыску пропавших животных поначалу боялся, что эта картина погубит как его карьеру, так и карьеру только начинавшего тогда юного комика Джима Керри. В результате же получилось всё с точностью, да наоборот. Керри ждала долгая и успешная актёрская карьера, которая, стоит надеяться, ещё далека от завершения, а у Шедьяка впереди был "Чокнутый профессор" и не менее успешные совместные с Керри "Лжец, лжец" и "Брюс всемогущий". Тяжело сказать, что зрители нашли и до сих пор находят в образе странноватого, всей своей сущностью похожего на крикливого попугая Эйса Вентуры, но, даже несмотря на разгромную критику со стороны отнюдь не последних по уважению изданий, этот сыщик удостоился трёх фильмов, мультсериала и двух компьютерных игр.
Началось всё с совсем не смешной истории про сошедшего с ума американского футболиста, решившего отомстить за свой провал в одной из важнейших игр своей карьеры — Супербоуле. Тому Шедьяку удалось совмещать мрачные элементы истории с комедийной веткой повествования, полностью отданную на распоряжение молодому и талантливому Джиму Керри. Заставляя партнёров по площадке сдерживать смех даже в дошедших до кинотеатров кадрах, Керри покорил сердца миллионов зрителей, обеспечив себе бешеную и продолжительную популярность. Позаимствовав ужимки некоторых своих персонажей из скетчей комедийного телевизионного шоу "В живом цвете" и экспериментируя с новыми способами физического юмора, в "Эйс Вентура: Розыск домашних животных" Керри задал тон всем своим последующим актёрским работам
После финансового успеха первого фильма продолжение было лишь вопросом времени. На этот раз в режиссёрское кресло сел давнишний друг Керри ещё со времен "В живом цвете" Стив Одекерк. Решив не замыкать такого персонажа как Эйс Вентура в рамках серого города, в "Эйс Вентура 2: Когда зовёт природа" действие происходит в джунглях, что позволило разнообразить сюжет и показать взаимодействие Вентуры с гораздо более богатой фауной. Вторая часть сконцентрировалась главным образом на возможностях Керри успешно использовать итак рискованный образ дважды, с чем он, безусловно, справился и пошёл гораздо дальше, при этом сохраняя полюбившиеся особенности персонажа и его коронные фразы. Но, несмотря на даже больший успех по сравнению с оригиналом, Керри решил, что пора двигаться дальше и к образу Вентуры решил больше не возвращаться. Наверняка это частично связано и с проблемами на съёмочной площадке, из-за которых он, возможно, вплоть до 2014 года избегал продолжения даже своих самых успешных картин. В любом случае, у Керри и его партнёров по двум "Эйс Вентурам" удалось создать эталонные жанровые фильмы, не утратившие свои преимущества даже спустя пару десятилетий.
Но на этом путь Эйса Вентуры не заканчивается. В конце того же 1995 года на телевизионных экранах начинается показ анимационного продолжения приключений весёлого и не совсем нормального сыщика. Мультсериал преуспел во всём, чем он только мог являться. Главного героя озвучивал, конечно же, не сам Керри, но Дейджерфилд подошёл максимально близко к его голосу. Коронные фразы и отличительные черты остались, но анимационный формат позволил Эйсу искать пропавших животных и в космосе, и в Древнем Риме, позволил встретиться с не совсем реальными чудищами и познакомиться с магией, а также изгнать демона из котёнка и тому подобные, невозможные на большом экране вещи. Вентура в кино известен за множество отсылок к попкультуре, этим богат и мультфильм, порой даже обращаясь к пародии. Но главной достопримечательностью является совместные два скрещенных эпизода с другим сериалом по мотивам успешного кинофильма с Джимом Керри — Маской. Так что, мультфильм стал достойным преемником и в нём определённо есть отдельные моменты, которые стоят внимания, но в отрыве от оригинальных фильмов он вряд ли представляет большую ценность, хоть и создал несколько собственных персонажей и сюжетов, позднее использованных в компьютерной игре о похождениях Эйса Вентуры.
Игра, которая оставляет смешанные впечатления. Выпущенная в 1996 году, когда мультсериал был ещё далёк до закрытия, она позаимствовала уже знакомых по нему персонажей и юмор, который в формате игры point-n-click ("наведи и щелкни") смотрится довольно натужным и, в общем-то, несколько теряется в попытке балансировать между взрослыми шутками и направленностью для детей, которые, собственно, целевой аудиторией игры и являлись. Вентуре вновь предстоит спасти множество редких и не очень животных, разрушая планы злодеев один за одним и, наконец, полностью предотвращая преступление против природы. Небольшие аркадные мини-игры, загадки, над которыми порой стоит попотеть, внимание к деталям — в целом игра увлекательна, красочна, но интересна никому, кроме как любителю образа Вентуры, будь то ребёнок или взрослый, которому надоело просто пересматривать фильмы с Керри.
Затем в 2000 году вышла ещё одна приключенческая видеоигра про Эйса Вентуру — "Дело о Серийном Цирюльнике". На этот раз спасение всего вымирающего животного мира осталось в стороне и Эйсу предстоит найти преступника, который стрижёт животных местного зоопарка налысо. А когда дело касается стрижки, подозреваемыми являются все, так что дельце это не из простых. Игроку представляется большое количество сцен, где нужно выбирать следующие действия сыщика, — некоторые альтернативы не несут сюжетного веса и просто разные комбинации выходок Вентуры, некоторые позволяют вам как можно полнее рассмотреть сложившуюся ситуацию и оценить рассказываемую создателями историю, и лишь одно решение влияет на альтернативную концовку (в результате в игре две концовки, хоть и не сильно отличающиеся, но разные). Одним из немногих, но всё же существенными, минусом является графика, отнюдь не радующая глаз и способная отпугнуть с первой сцены. Но в целом это, пожалуй, лучшее, что случилось с Эйс Вентурой со времён второго фильма и даже жаль, что намеченные продолжения не воплотились в жизнь (или не дошли до наших дней, точно сказать не представляется возможности).
И, наконец, в 2009 году вышла последняя на момент написания текста история из мира Вентуры, рассказывающая о сыне Эйса и его первом крупном деле. "Эйс Вентура Младший" скорее провал, чем успех, и причиной тому является уже не впервые непонимание или может даже неумение найти баланс между детским фильмом и взрослым юмором — что собственно и сделало первые фильмы популярными. Ну и конечно же отсутствие Джима Керри, которое уже не скрыть анимацией, даёт о себе знать. И хотя фильм в киновакууме довольно неплохая детская картина, которых, правда, пруд пруди, "... Младший" оказался не тем взглядом на персонажа, который нужен зрителю.
Наследие "Розыска домашних животных" и "Когда зовёт природа" в очередной раз доказывает, что Эйс Вентура — это, в первую очередь, Джим Керри. Вернётся он к образу или нет — это второй вопрос, стоит ли к нему вообще возвращаться — третий. Однако в любом случае оригинальные фильмы никуда не денутся, как и их производные, а потому остаётся лишь ждать, что покажет время, которому эти картины не подвластны.