Знаете, под одной из новостей я встретил удивительно много людей, которые считают, что битвы в "Человеке из стали" это образец годного экшена и вообще, один из величайших экшенов ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ. Я честно хотел расписать в комментариях, почему это не так и почему в плане экшена фильм... честно говоря сосёт, но для этого нужно больше, чем 1000 знаков, поэтому вот отдельная тема для форума.
Итак, давайте сначала разберёмся, что важно для хорошего экшена. Эффекты? Зрелищность? Вообще нет, ведь существует огромное количество картин, которые вывозят за счёт камерных битв в максимально простой обстановке. Рейд 2 как пример. Самое же важное в экшен сценах - это а) разнообразие в драках и б) их влияние на историю. Потому что именно с этими двумя составляющими экшен можно смотреть на протяжении долгого времени, даже ксли он длится 30 минут. Почему с Джеки Чаном, например, в этом плане такие качественные? Потому что любая драка в них почти что танец и каждый раз и персонаж, и сам актёр рискуют жизнями. Есть ставки, и есть разнообразие. Поэтому драки работают. Из более новых примеров - Джон Уик, где в каждом фильме каждая экшен-сцена это настоящий праздник. Будь то драка с нунчаками, или с книгой, или с дробовиком или на машинах. Авторы всегда находят способы представить разные боевые сцены. И всегда в разных локациях, с разным освещением.
Так вот, возвращаясь к Человеку из стали. Представьте, если бы весь разнообразный экшен Джона Уика заменили на "хукс правый", "хукс левый", "апперкот", "Ctrl C + Ctrl V". И так на протяжении всех драк в серых однотипных локациях. Вышел бы экшен уровня Человека из стали. Понимаете, он однотипен. Супермен постоянно швыряет своих врагов в здания и прочие объекты и... повторяет это снова и снова. Есть сотни способов разнообразить действие. Использовать подручные материалы в качестве оружия (как пример, Человек-паук: Вдали от дома - сцена на мосту с импровизированным щитом и молотом), нагреть эти подручные материалы лазером из глаз и ими наносить урон, использовать тактику и сбить толку противника в локации, использовать природные условия для борьбы с противником. С таким разнообразным героем на силы как Супермен с этим не должно быть никаких проблем. Может быть, засчёт масштабов это и вывозит... первые минут 5. Но финальный экшен длится почти ПОЛ ЧАСА и на протяжении всего этого времени герой тупо толкает злодеев об здания. Не знаю, такой экшен трудно назвать увлекательным. Особенно если убрать эффекты и осиавить исключительно героев. Выходит весьма пресная картина.
И в плане драмы у нас проблема, так как герой... мало чем рискует. Да, в комментариях мне привели в пример, что от него зависит жизни семи миллиардов, но проблема в том, что весь фильм он от этих миллиардов отстранён. А если герой не заинтересован, то нет заинтересованности у зрителя, будь то хоть мультивселенские масштабы. В Первобытном есть сцена, где герои борятся за одно яйцо и мы сопереживаем. ОДНО ЯЙЦО, ОДНА НЕРОДИВШАЯСЯ ЖИЗНЬ. А за неё уже есть сопереживание, так как мы знаем, что оно значит для матери тираннозавра. Здесь же, да, мне привели примеры, что Супермен спас школьников и нефтянников, но делает он это не потому что дорожит человеством, а потому что это как бы данность, бремя. И в контексте Супермена такое не работает. Он может быть мрачным и даже жестоким, но не в таком фильме. Потому что идёт противоречие между деконструкцией образа и героем, спасающим жизни. Нереально соединить эти две крайности так, чтобы вышло органично.
Собственно, вот мои мысли касательно Человека из стали. Возможно я где-то что-то упустил и если включить СПГС на все 100% то можно уловить тайную мощь сцен фильма, но прка мой вердикт такой - за графикой и разрушениями фильм прячет неумение прописать реально годные экшен-сцены, способные захватить внимание не звенящими ключами, но нечто большим. И поэтому я всё ещё не годую оттого, что такие сражения считают эталонным. Ведь если ЭТО эталон, то тогда Сумерки - образцовая романтическая история