Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1
Я разочарован. Совершенно разочарован. Конечно, я далеко не кинокритик, однако я попробую оценить фильм в силу своих возможностей.
Начну с того, что я специально накануне похода в кино перечитал книгу. Главным плюсом последней книги для меня стало постоянное движение. Герои не задерживаются ни в одном месте надолго. Создаётся не иллюзорное ощущение постоянной погони, погони сами-знаете-за-чем и бегства от Сами-Знаете-Кого. Возможно, сказалось моё бурное восприятие книги, либо динамика предыдущих частей "Поттерианы", но эта часть мне показалась нудной. Я даже зевал многократно. Герои словно пребывают в некоем полу-трансе. Самой активной частью для меня стала 10-ти минутная погоня в начале фильма, которая, впрочем, в отличии от книги, вылилась в хрен-знает-что с начинкой. Единственным действительно захватывающим моментом операции "Семь Поттеров" для меня явилась непродолжительная стычка с Сами-Знаете-Кем, но, несмотря на это "досадное недоразумение" оказавшаяся на удивление безопасной - приземление (в отличии от оригинала) прошло поразительно гладко (правда, не там где надо было...) Ах, да - я же ещё забыл про Министерство! Похищение медальона с шеи <непереводимый русский фольклор> Долорес Амбридж с последующим бегством было приятной бочкой сладкого мёда. И всё бы ничего, если бы не ложка на редкость гадкого дёгтя: я не знаю что было в оригинале, но в дублировании взрослые члены Министерства Магии (пусть и являющиеся трансфигурированной троицей) по непонятным науке (хотя почему науке? магия же...), так вот - по непонятным магии причинам говорили ещё довольно детскими голосами этой самой троицы. Это выглядело по меньшей мере глупо и нелепо, если не сказать гадко. И ведь никто их не заподозрил (до поры)! Поразительно...
Добавлю ещё, что мне понравилась сцена с уничтожением медальона - когда Гарри его открыл мне захотелось кинуть в него чем либо тяжёлым (в медальон, хотя можно было бы и в Гарри...) Такой <непечатное слово> я в жизни не ожидал. Правда и тут неестественность призрачных Гарри с Гермионой испортила момент. Ну что тут сказать? <непереводимая игра слов>...
Также шикарной была, на мой взгляд, последняя сцена фильма. Однако, она заставила вспомнить о том, что нам так и не показали похороны Альбуса Персиваля Вулфрика Брайана Дамблдора. И это очень печально.
Кстати, как уже отметила Кира, эпизод со сказкой о "Дарах" был весьма оригинален: посреди триллера (пардон, пародии на триллер) эдакая вставка с детским мультфильмом. В общем антураже фильма смотрелось по меньшей мере необычно.
К сожалению, весь остальной хронометраж состоит из нудных скитаний главных героев, на которых и сконцентрирован весь фильм. Да, я понимаю, что его снимали по первой половине книге и всё такое, однако время пребывания второстепенных героев на экране сведено к, как мне показалось, абсолютному минимуму. Я допускаю мысль, что Йейтс хотел тем самым подчеркнуть одиночество и обречённость героев, но получилось это у него, говоря на чистоту, хреново. На мой взгляд, тому есть две весомые причины: 1. Я всегда ратовал за "светлые" фильмы. Нет, это не фильмы с розовыми зайчиками, волшебными феечками и раскаивающимися в конце злодеями. Я имею ввиду фильмы, в которых большинство действий разворачиваются на хорошо освещённых локациях. Но, сам Guete велел этот фильм делать ночью. Глядя на широкие светлые поля, деревья, сквозь которые пробивается солнечный свет и множество огней "Норы" и Лондона у меня как-то чувства безнадёжности не складывалось. Скорее, чувство безбожной затянутости. Да и "тёмные" моменты, вроде эпизодов в поместье Малфоев или той самой операции были какими-то не зловещими, что-ли. 2. Когда я смотрел 4-ую и 6-ую части мне временами действительно хотелось скукожиться и "удалить" с экрана Волдем...пардон - Того-Кого-Нелья-Называть, вот так. Здесь же большинство злых героев мне показались скорее инфантильными полудурками, чем маньяками-психопатами. Разве что "Он"...но о "нём" чуть ниже.
Отдельной строкой стоит упомянуть диалоги, просто вырванные из книги. Чтобы герои не говорили на протяжении фильма, всё равно остаётся недосказанность. И это, в первую очередь - совершенное нераскрытие прошлой жизни Дамблдора. Я понимаю, что газетные статьи из книги в фильм не так уж и легко перетащить, но тётушка Мюриэль всё равно дала невероятно туманное представление о том, что происходило в мире Волшебников в общем, и в мире Дамблдора в частности, 50-90 лет назад. И, что-то мне подсказывает, что много времени на раскрытие этой тайны во второй части у героев уже не будет...
В общем - атмосфера фильма оставляет желать много лучшего. Это, по крайней мере, терпимо.
Гораздо страшнее оказалась игра актёров. О, Аллах! А я то всерьёз надеялся прослезиться. Или хотя-бы дрогнуть. Да просто снова скукожиться. Увы, подобно главной троице, уровень актёрской игры которой (не принимая в расчёт Руперта Гринта, который по сравнению с коллегами ещё более-менее правдоподобно играет) за последние 10 лет ни хрена не подрос (Как бегали вечно растерянные с одной мимой на лице, так и бегают), половина героев играла деревянно. Именно деревянно. Словно все находятся в полусне. Особенно хорошо это видно во время сцен в доме семейства Уизли. Это ужасно. Мать (Родная мать!) глядела на сына с отсечённым ухом так, словно тот левый мизинчик порезал! Остальные - не лучше! Стоят как идиоты, честное слово. Нет, я конечно понимаю - шок и прочая фигня, но даже в книге они были активнее! По крайней мере, они ему перевязывали ухо, а не стояли рядом с ними с выражениями лиц a-la "Бывало и Хуже" (те, кто смотрел фильм "Монти Пайтон и Священный Грааль" меня поймут).
И всё-таки, были в фильме актёры, отыгрывающие свои роли на ура. Это, в первую очередь, Лорд Волдеморт (наконец-то :) Ральф Файнс был великолепен. Конечно, он убил меньше народу, чем в книге (я этому факту даже расстроился), однако то холодное безумие, тот тихий гнев, что читались в его змеиных глазах, заставляли поверить в реальность этого персонажа. Тёмный лорд заставлял застывать глаза в благоговейном трепете не только героев фильма...
К сожалению, остальные, по-настоящему "живые" персонажи были преимущественно второстепенными (если не сказать эпизодическими). Это и Грозный Глаз (хотя в оригинале он ни фига не грозный: Madeye, вообще-то...так, к слову), и <плохое слово> Беллатрисса Лестрейндж, и даже Наземникус, Ксенофилиус, Северус и Долорес (И даже Дамблдор). Честно говоря, я бы сюда включил и Добби с Кикимером, но, увы - они "немножко" компьютерные. Однако играли они получше некоторых настоящих...
Если же вкратце, то фильм по самой динамичной книге получился до безобразия вялым. Теперь я только уповаю на то, что вторая часть фильма вытянет экранизацию седьмой, самой захватывающей (In my humble opinion) книги за счёт массовости и динамики происходящего. Ну и, конечно, надеюсь на то, что большинство героев не будут перемещаться и общаться весь фильм так, словно находятся под действием заклятия "Империус".
P.s. Однако, всё же мне есть за что поблагодарить фильм: до него я, сколько не пытался, не мог представить себе Наземникуса. Теперь смог. Ура.
P.p.s. Сам знаю, что субъективен до тошноты. Но я лишь высказал своё мнение, пусть и более подробно, чем можно было.