Шедевр! Как вы поняли из названия, разговор пойдёт о понятии, смысле, предназначении этого слова - Шедевр!
Что из себя представляет шедевр?
Что является шедевром, а что нет?
Какая работа и как определяется шедевром, и от какого человека она исходит?
Чтобы на данном этапе раз и навсегда разобраться в этом термине, ответив на предстоящие вопросы и поставив временную остановку, можно сказать следующее; перечитав массу литературы и высказываний, буду максимально прозаичен в своих размышлениях, подчёркивая ещё раз своё мнение с мнением бытующим в мире, в мире искусства.
Как пример этого понятия возьмём не картины, скульптуры, книги, не музыку и строение зодчих, не научный шедевр и шедевр мысли, шедевр высказывания. Возьмём шедевр кино. Образец и пример мирового уровня. А раз шедевр – это уже мировое достояние, значит признан для всех – шедевр мирового кино!
Понятие шедевра с одной стороны чётко и определённо, с другой стороны эта определённость обусловлена множеством субъективизма. А это значит, разные школы, разные трактовки и определения. Для одних это произведение искусства является шедевром, для других нет, ибо отдают предпочтение нечто другому.
Определённость в этом, как и рамки совсем другие. Нет, они не ставят под сомнение, они определённо отдают свой голос за произведение и труд, творение и творчество.
В этом идёт борьба, предпочтение, выбор и разница которого, лишь с целью объяснения этого выбора. Идут в ход более весомые доказательства. Остальное всё не имеет веса, то есть без веских приводимых причин не считается таковым.
Следующее – это обоснованность доводов. Признание специалистами, творцами, профессионалами. Общее признание. Видите как всё просто и прозаично на первый взгляд в своём толковании.
У каждого стиля, жанра, направления – свои шедевры данного выражения. С той лишь разницей-дополнением к понятию определённости.
Так, мелодрама это или вестерн, мюзикл или триллер – рассматривается и является великой творческой, художественной достопримечательностью в своей конкретике, в своей определённой нише. Другими словами, нишевый шедевр представляет вершину определённого творчества в какой-то грани (части) искусства.
Из этого и многого другого следует, что сейчас современное понятие «Шедевр» дополнилось и видоизменилось. Многое поменялось и трактуется совершенно по-разному.
Есть старый догмат этого понятия и ортодоксальная взвешенность определения, и есть сей день и будущее, где размытость и предвзятая современность говорит нам следующее – шедевры остались в прошлом, сейчас шедевров нет и быть не может.
Шедевр по мнению?
Сам по себе тоже интересный вопрос. От количества голосов к качеству, за творческую работу. Есть народное мнение – значит выставляется и гласит словосочетание - народный шедевр. Большой количественный интерес и единство согласия дают почву для обоснованности в этой определённости.
Критики и киноведы сейчас – это вездесущий информационный эгрегор в море кино более весомого мнения.
Есть мнение критиков, и их точка зрения рассматривается как определённость, довольно часто несовпадающая с народным мнением. Сам же кинокритик часто подвластен любому изданию, журналу, сайту, смотру, кинофоруму, личности, и другим фестивальным дорожкам.
Есть мнение экспертов! Авторитетная личность в какой-нибудь отрасли и направлении даёт доскональную оценку тому или другому творению, определяя её ценность и качество. Тут всё дело в приводимых доводах, обоснованности и доказательствах, которые и играют основную роль, становясь убедительным фактором в признании.
Высшая проба идёт от суммированного специализированного мнения экспертов. Расписанная как диссертация, такая экспертиза выносит свой вердикт как вывод в заключение, определяя тем самым значимость и ценность. Шедевр это или нет.
В понятии заложенного смысла определения шедевральности, мы видим идеальный образец, идеальное произведение, выражение или изделие творца, вершиной творчества которого является данная работа. В частности, любой творец-ремесленник может создать сотню работ, но данная работа будет украшением и венцом его труда, быть бриллиантом в его творениях.
Он может проработать всю жизнь, занимаясь данным творчеством, и как итог жизни, подытожив его достижения, определяют на лучших образцах его «лебединую песню». Его почерк, его знак, его печать – это и есть лицо мастера. А данная работа или несколько работ становится шедевральным для его выражения. Например, это может быть «Титаник» режиссёра постановщика Джеймса Кэмерона.
Изначально, в ветхие времена прообраз такого шедевра был визитной карточкой любого подмастерья, ремесленника, определяя его оригинальную искусную работу. Когда любому такому творцу это удавалось, данный ваятель получал звание мастера, и рассматривался на приглашения и вакансии дворов, общественных мест, поместий, дворцов, городов, стран.
Данный шедевр служил показателем умения и гордости.
Только такая отдача возводилась в величайшее профессиональное мастерство, как высшее достижение творения, впоследствии нарекая себя шедевром. Зрелость мастера, стаж, возраст были и есть неподвластны данному понятию.
Продолжение следует …