Параллельно с кинематографом, я увлекался, а потом и изучал – музыку. Пропуская сквозь себя, всевозможные стили и направления.
Теперь всё по порядку. Серьёзное и собирательное увлечение началось даже на два года раньше, чем кино. Где-то в конце 70х. Вспоминая то время, мне по-своему близок Российский фильм «Стиляги». Так как у нас уже было продолжение этого «музыкально-жизненного романа». И организованно и методично, нас фарцовщиков, хиппи и бунтарей забирали в отделы «пропаганды», как мы тогда их называли. Для промывки мозгов, проверки и становления на очередные учёты. Но это не останавливает людей, живущих такой жизнью. Как выбор и стремление быть в какой-то момент только в этом.
Мы уже не записывали как первые стиляги и гопники, слишком подпольно, перезаписи на флюорографических плёнках. У нас был уже очень гибкий полиэтиленовый полимер (пластмасса), на который как гравировка или татуировка, наносился этот божественный музыкальный рисунок. Снимая иголкой как резцом стружку, круг за кругом. Самые пиратские и домашние станки делались на то время из мощных радиол. Через несколько лет, такой вот анархии, стали вырастать музыкальные киоски грамзаписи, как грибы после дождя. На которых из-под полы можно уже было договорится и записать редкие на то время записи Элвиса Пресли, впрочем, как и различный Pock-N-Roll, а также The Beatles (Битлз), Creedence Clearwater Revival (Криденс), Pink Floyd (Пинк Флойд).
После этого, всё начало переходить на сравнительно официальную основу. И в «Мелодии» стали выпускаться первые проспекты-альманахи (четырёхугольником), под названием «Кругозор». Может, кто вспомнит такие издания. В них, кроме описания музыкальных стилей и исполнителей с биографией, давалась как страница, эта гибкая пластинка, зелёного, синего или оранжевого цвета. На то время с долгожданной любимой группой или исполнителем. Это были уже мировые звёзды «Диско», такие как «ABBA», «Boney M», «Eruption», «Demis Roussos» со своим вечным хитом «From Souvenirs To Souvenirs». Так переписывая, по дворовому, мы меняли старые касcетники и бабинники «Днепр» на более современные на тот период «Маяки». Неся, как нам тогда казалось, эту драгоценную культуру в массы.
О стилях «Disco , Pop , Pock, Rock-N-Roll , нет нужды рассказывать, так как во многих источниках широко раскрыто это направления, как и понятие. И любой более-менее интересующийся человек в общих чертах достаточно знает. А вот, коснутся другой стилистики и личного мнения о ней, пожалуй, стоит.
В период утверждения музыкальных пристрастий, постигаешь всё более сложные структуры. Так после «электроники» следует «ambient»(эмбиент), где уже не слушаешь музыку, а находишься в состоянии той эйфории, где и тела не чувствуешь. В некотором смысле проваливаешься в иные миры, находясь уже не только под воздействием музыкальной какофонии, а душой и сознанием медленно перетекаешь из одного созерцания и образа в другое. При этом размышляя в какие-то моменты просветления.
Свой стиль или направление диктует свои трактовки, понимание и воздействие. Так, например в джазроке, чёткое выражение духовых на электро основе различных гитар и синтезаторов. Применяют также «Hammond» орган. Делая музыкальное полотно прерывистой, а то и «рваной» структурой, выдвигая наперёд местами неумолкающую ритм секцию и подхват с наложением определённых рифмов (размеренность). Для полноты и весомости делая оркестровые и симфонические «ходы».
Стиль, прежде всего интересен для самих музыкантов, также разного рода муз.профи (критиков, музыковедов), а также для изучения и прослеживания отдельных инструментов.
Арт-рок как и эпический – это философское начало, выраженное в поэзии или стихотворной форме, сложной структуре. Как минимум, выражая двухсмысленность повествования, порой для осмысления идут более длинные композиции, переключаясь от поэзии к музыцированию. Являя собой более мощную визуальную картинку, как отдельных образов, так и общей темы.
Как правило музыканты играющие такую музыку имеют большой опыт и музыкальное академическое образование. Ну, или дар с небес.
Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной, популярной музыки в направлении джаза, академической, симфонической (симфоджаз) или экспериментального авангарда.
Сложность структуры услышанного перерастает в Артовый пргрессив. Который в своей состовляющей имеет часть от эмбиента и часть от джазрока, но на той-же артовой основе.
Самые сложные по стилистике и пониманию джазовый авангард и джазовый прогрессив, а также Фри-джаз и эксперименты модельного джаз-рока, нагромождения оркестрового свойства в этой составляющей. Первое впечатление, как будто два оркестра идут войной друг на друга. По своей структуре, наполнение очень схоже с сюрреализмом, экспрессионизмом и кубизмом. Только разница в том, что краски могут «согреть», а музыкальное выражение очень холодное и часто «мёртвая структура» внутри. Увы, я потратил почти два года на прослушивание и изучение данного сложного стиля. Где углублялся в самые «дебри» музыкального сюрра, впадая в более «тёмные и непроходимые» структуры. Начиная с John Coltrane (Джона Колтрейна) и Frank Zappa (Фрэнка Заппы), до сумасбродных, отдельных работ Pat Metheny (Пэта Метени). Дэвид Либман(David Leibman) и Ричи Бейрак (Richie Beirach) загоняли моё сознание в лабиринты джазового прогрессивного сюрра. У многих выдающихся музыкантов, таких как Чик Кориа (Chick Corea) или Херби Хэнкок (Herbie Hancock), есть пара-тройка альбомов (работ) с джазовым прогрессивом. По окончании основных прослушиваний, сравнений и изучения, я стал как зомби, мёртвый внутри – внешне живой.
Далее какофонии Орнета Колмена. Где импровизации без логики аккордов нашли выражение в абстракции и музыкальном хаосе. Что бы точно понять это – нужно сначала понять образованную вселенную. Другими словами, это поток сознания, как выражение на данном этапе.
На современном этапе Marty Ehrlich (Марти Эрлих) раздвигал рамки неосознанного в экспериментальном или авангардистском джазе, где больше всего и натворил различными духовыми, плюс флейты и кларнеты, став очень заметной фигурой в выражении запредельной музыкальной традиции.
После самых сложных музыкальных форм, я стал искать философскую составляющую, которую всё более находил в ECM. И на долгое время стал ECMовцем (приверженцем этого направления, как и стиля). Девиз ECM – «Самый Красивый Звук Рядом с Тишиной» («Most Beautiful Sound Next to Silence») говорит сам за себя.
Этот лейбл, основанный в Мюнхене, от скандинавских течений со временем стал выпускать для музыкального развития в академических структурах NEW ECM series. Сплав джаза, современной, классической музыки, порой с оттенками эмбиента. Комбинации имеют формы сложной структуры, часто не хватает одного прослушивания, для обдумывания музыкального послания.
По прошествии стольких лет, как и тонн прослушанного сейчас пребываю всё больше в музыкальной ностальгии и изучению истоков разных стилей. Часто ставя медленную и спокойную музыку для переосмысления.