Итак, третий Человек-паук, буквально, в клочья разрывает полумёртвый прокат. Фильм устанавливает кассовый рекорд за кассовым рекордом, а создатели уже начинают жадно считать всю прибыль с проекта. Теперь уже Голливудским продюсерам будет всё труднее отмазывать очередной крупный провалившийся проект словами "Ну камон, пандемия! Такие времена, чё поделать?" и теперь им придётся реально искать способы зарабатывать денег. И у кого они будут брать пример? Правильно, у лучших в этом деле, а в данном случае это "Человек-паук: Нет пути домой". Вот тут и начнётся пагубное влияние фильма на большую часть современных блокбастеров.
Как вы знаете, продюсеры - это такие люди, которые всегда пытаются идти в след за трендами, подражая самым успешным. Если в прокате кассовые сборы гребут интеллектуальные блокбастеры Нолана, то они тоже попытаются сделать "интеллектуальные блокбастыры" Аля "Превосходство". Если выстреливает римейк старого ужастика "Хэллоуин", то и они начинают искать своего "Хэллоуина". Список можно продолжать ещё долго. Но это лишь локальные успехи, а что же говорить про фильмы, которые ждал столь титанический успех, что они собрали все деньги мира?
В последнем десятилетии на моей памяти было два таких фильма, которые координально поменяли правила игры среди блокбастеров. Это "Аватар" и "Мстители". Первый собрал, казалось, недосягаемые 2,7 миллиарда (да сейчас он немного поднабрал благодаря повторным прокатам, но не суть). Можно сколько угодно говорить о том, что произошло благодаря тому, что "Кэмерон создал великое кино, шедевр на века, люди захотели вкусить его гениальности", но на самом деле причина куда прозаичнее - фильм стал успешным благодаря 3Д. Его фильм создал новый, правдоподобный мир, в который захотел попасть каждый желающий, сбежав из своей бренной реальности. Этот мир поражал своей красотой и экзотичностью. И что же сделали продюсеры после такого успеха? Правильно, начали создавать свои собственные 3Д миры. Начиная от "Алисы в стране чудес" и заканчивая "Джоном Картером" каждый пытался создать своего "Аватара", который смог бы хотя бы немного дотянуть до таких же сборов. У некоторых это получалось, но большинство ждал провал, причём часто оглушительный. А всё потому, что фильмы с перепиской 3Д начали уже всех откровенно бесить. Даже к ужастикам начали ни к месту прикреплять это 3Д, как было с четвёртым "Пунктом назначения" и седьмой "Пилой". К этому успеху, как понимаете, никто и близко не приблизился. А что касается "Мстителей", то они ввели два до сих пор популярных тренда. Первое - окончательно закрепили жанр "супергероика" в массах, из-за чего подобное теперь лезет, кажется, из всех щелей. И второе - ввели тренд на командные фильмы и Киновселенные. Ведь можно зарабатывать много, развивая одну популярную франшизу, а можно ещё больше, развивая несколько популярных франшиз в рамках одного мира и потом объединяя их и получая колоссальнейшие сборы. Продюсеры это быстро осознали и именно поэтому вскоре нас нахлынула целая волна конкурентов, пытавшихся тщетно повторить формулу "Мстителей". Начиная от главных конкурентов в лице ДС и заканчивая совершенно странными конкурентами в лице Джеймса Вана и его вселенной "Заклятия". Но, опять-таки, удачно скопировать формулу успеха "Мстителей не удалось никому.
Итак, вот мы и добрались к делу сути. "Нет пути домой" вполне можно назвать успехом, сопоставимым с этими фильмами. Причём добился он этого во времена, когда, опять-таки, даже Марвеловские блокбастеры еле выходят на черту окупаемости. Рано или поздно отмазка продюсеров в лице пандемии перестанет работать и им придётся реально искать то, где их по логике ждёт кассовый успех. И какие выводы они сделают из успеха данного фильма. Лично мне кажется, это будут две вещи. Первое - они попытаются столкнуть на экране разные версии одного персонажа. У каждого Человека-паука есть своя фанбаза, но когда вы объединяете всех трёх пауков, то вы объединяете все три фанбазы - а это, соответственно, в три раза больше денег, чем могло бы быть от каждого из них по отдельности. Это логика продюсеров и они попытаются её реализовать везде. Одна Годзилла это хорошо, но четыре разные Годзиллы - ещё лучше. Нам нравятся Черепашки-ниндзя, но ещё больше нам нравятся разные Черепашки-ниндзя из разных франшиз. Можно снять фильм про Фредди Крюгера, но зачем, если можно снять про битву двух Фредди Крюгеров? Вообщем, всех персонажей, у которых было несколько разных отличных друг от друга версий, они попытаются столкнуть. И второе - теперь продюсеры будут смотреть в сторону уже не Киновселенных, а Мультивселенных, то есть, кроссоверов не разных героев внутри франшизы, а именно разных франшиз. То есть, теперь слова Вина Дизеля о возможной встречи Форсажа с Миром Юрского периода не звучат таким уж параноидальным бредом. Диснеевские принцессы теперь будут взаимодействовать друг с другом не в шутку, как в "Ральфе против интернета", а в реальности объединяясь в целую команду. А создатели получат новый шанс помздеваться над Терминатором и Хищником, объединив их в схватке. Теперь студии имея возможность объединять свои франшизы будут этим пользоваться в надежде повторить беспрецедентный успех "Нет пути домой".
Но это всё, как в случае с "Аватаром" и "Мстителями" навряд ли удастся. Будет много попыток, но все они провалятся. Почему? Потому что Человек-паук не просто создал новый прецедент, но и смог сделать невозможное - показать как слаженно работающий кроссовер, так и рассказать историю одного конкретного героя, грамотно вплетая в него ностальгию. И вот вопрос - смогут ли подобное провернуть другие конкуренты, не превращаясь лишь в жалкую попытку повторить успех? За примером далеко ходить не надо - уже в этом году выйдет Флэш, который обещает столкнуть на экране разных Бэтменов. Удастся ли ему так же удачно и гармонично вплести в повествование взаимодействие разных Брюсов Уэйнов, не забивая на личную историю Барри Аллена? Пока трудно сказать наверняка, но смелюсь предположить, что такого же Вау эффекта навряд ли будет. То же самое касается всех, кто попытается сделать безумные кроссоверы. Смогут ли они адекватно работать в формате в фильма, не привратившись в винегрет? Опять-таки, глядя на подражателей "Аватара" и "Мстителей" могу сказать с высокой уверенностью, что многих на этом поприще будет ждать фиаско.
Буду рад ошибаться, конечно, но "Нет пути домой" может оказать далеко не самое лучшее влияние на индустрию. Появится много провалов в надежде скопировать успешную формулу, ещё больше бессмысленных кроссоверов, которые будут вызывать лишь недоумение, и потом уже их будут приводить в пример как неудачные попытки скопировать успех. В конце концов, для индустрии, как не парадоксально это прозвучит, самые худшие проекты - это самые успешные.