"Стефан Цвейг" (2016) 2017.
Только одно мне противно, и только одного я не переношу — отговорок, пустых слов, вранья — меня от них тошнит! (Стефан Цвейг)
Этот фильм выставлен от Германии на предстоящий EFA European Film Awards. Выполненный довольно в нейтральном ключе, повествует (да и название говорит) о знаменитом прусском писателе – Стефане Цвейге. Его зрелые годы, политика довоенной Германии, далее сама война - идёт как бы стороной и не показана в данном фильме, но идёт в контексте самого повествования.
И в заключение такого биографичного рассказа идут последние годы, месяцы жизни писателя. Его добровольный уход из странного, безумного, безумного мира с его спутницей жизни. Не говоря о подробностях, не обсуждая их, каждый понимает и принимает сей факт по-своему. В этом и есть некое размышления зрелого зрителя о жизни.
Можно много спорить и говорить о сухости данной ленты, мол фильм выдался не совсем эмоциональным, мёртвым на обильные чувства и в нём нет той доли жизнерадостности, которая присутствует в ярких картинах Германии, Франции, Италии, тем более Голливуда. Но на самом деле, что чувствует человек на шестом десятке лет, и когда ему уже 60, особо вдаваться в подробности личной сущности дано не многим.
Человек немного чего желает в жизни и довольствуется совсем малым. Все любовные утехи ни то что позади, а как будто в другой жизни, там они и остались. Любая страсть и любовь уже отгорела, и на самом деле остаётся только желание к своему делу и творчеству. Сама же страсть больше похожа на платоническую, даже дружескую любовь. Это возвышенное чувство отношений. В этом и именно в этом смысл для многих и многих людей. Идёт на первый план человечность, умиротворение, сама гармония и красота жизни.
Как писательская эмоциональная личность, Цвейг по-особому чувствовал и переживал творящийся в мире и вокруг него хаос, войну в первую очередь не территориального масштаба, а между людьми. Ведь сами люди повинны в своих бедах. Понимание этого неоставляло его, и так называемая европейская катастрофа была уже внутри его внутреннего мира. Конфликт панического невроза говорил о себе столь частыми переездами. В этом мире он всё больше чувствовал себя изгоем. Последние годы жизни, это годы скитаний, пытаясь укрыться от самого себя.
Из Австрии и Германии в Англию, из Англии в Латинскую Америку, потом в США и обратно в бразильский Петрополис, где и остался навсегда, приняв большую дозу барбитуратов после сильной депрессии, так и не смерившись с творящемся бедламом между людьми, между обществами, коллегами и городами побратимами. Всё то, что он писал и описывал в своих книгах.
Рассказывать о съёмках фильма или о технической стороне, игре актёров и прочее в такой теме об личности и творческом и внутреннем мире, мне представляется излишним. Достаточно того, что данный фильм отобрался на Европейскую киноакадемию EFA European Film Awards, на лучший фильм года. Да и каждый уважающий себя киновед может хотя бы для себя решить, знать ему об этом фильме или нет.
Из лирического драматизма данному автору более остальных нравится классическая новелла Стефана Цвейга «Письмо незнакомки» «Letter from an Unknown Woman» (1948), возвышенный романтизм чувств, воплощённый потом в экранизацию тоже немцем, режиссёром и сценаристом Максом Офюльсом. Или скромно сказать, самим Максом Офюльсом. И конечно по рассказам Цвейга «Отель «Гранд Будапешт».
В завершении этого письма добавлю ещё пару слов об известном писателе.
Стефан Цвейг как и Эразм Роттердамский видимо считал себя человеком мира, человеком света. Гражданство роли не играло, он был лучом света в своих книгах, покорив проблемы и времена, отказываясь от почестей, престижа и должностей, будь то мирское или церковное духовенство. Чужд был невежества, излишеств и ненужной суеты. Гордыню и тщеславие презирал, как и фанатизм в любом его проявлении. Взятничество и лесть были ему ненавистны, склоки и раздор – губительны. Он слишком был идеалистичен для мира. Мир оказался жесток и непредсказуем в своём умопомешательстве. Стефан Цвейг так и не смог закрыть глаза на это.
Вместо послесловия.
Женившись во второй раз на своём секретаре и понимающем друге Шарлотте Альтманн, они уединились и ушли в самое красивое место на земле, как называл области Рио-де-Жанейро сам Цвейг. Взявшись за руки в рае на земле, они ушли в вечность.
"Нет ничего более ужасного, чем одиночество среди людей..." - Стефан Цвейг