Священная гора. 1973 год.
Полный сюрреализм!
Легенда всегда остаётся неизменной. Болван ты или шут, всегда будешь искать новый опыт.
Данная лента снята в духе новелл и нового отсчёта времени. Все события в этой картине происходят якобы на планетах нашей солнечной системы. Чтобы уж совсем не попасть в чёрный список в прямом и в переносном смысле не быть расстрелянным, режиссёр сделал футуристический ход конем. Выиграв в жанре формалистическое направление, отвергающее любой реализм. Тем не менее, фильм довольно долгое время был под запретом и блокировался властьимущими. Легальный статус этого фильма так и не был выписан во всех странах мира. И официальный просмотр был только в Перу и Мексике, и то видимо по обкурке (смеюсь). Сейчас можно найти этот фильм в частных коллекциях и киноклубах. Обществах интеллектуалов и ботаников-анархистов фильм особо приветствуется как бунтарский манифест грехов и пороков в обёртке выраженного авангардистского абсурдизма.
Данная лента стала культовой для всех хиппи, битников, митьков и мутных личностей андеграунда.
Небольшая справка, или что меня тронуло и показалось занимательным при написании этой рецензии.
*Все деньги на проект, как и спецзаказ, были выделены Джоном Ленноном, из группы «Битлз» (Тне Beatles).
*Во время съёмок фильма все актёры принимали ЛСД и галлюциногенные грибы, чтобы достичь просветления занимались постоянно медитацией и мало спали.
Режиссёром, сценаристом и продюсером этого проекта выступил сам маэстро Алехандро Ходоровски. Наряду с продюсером Джона Леннона, у которого и была сокровенная сумма денег. Все актёры задействованные в проекте, в большинстве случаев, актёрами не являются и ничтожно мало кого выделить при буйстве красок этого шабашного карнавала. Исключение идёт опять на Алехандро Ходоровского, который и исполнил самую главную роль великого просветлённого страдальца. Остаётся сказать, что музыку к саундреку фильма и работу художника, снова написал Алехандро Ходоровски, правда уже с помощниками. В остальном мало что остаётся без его участия, и в целом уже неважно.
Фильм буквально с первых минут завораживает и шокирует своей неприглядной откровенностью взглядов, смысла увиденного в кадре. Слишком много всего и сразу переплетено, и падает на зрителя, словно большой камень, давящий на грудь, на психику и сознание. Аллегории и символы дают бесконечную пищу для обдумывания, делая подчас из мозгов жидкую массу, превращая и их в кашу показанного безумства.
Музыка завораживает в своей простоте и величии, переходя от национального фолка, до различных гимнов, маршей и подчёркнуто ядовитой помпезности. Индийские раги идут созвучно праздничной саги и интерпретациям мадригалов. Умиротворённые флейты вместе с тамбуринами и тамтамами делают мотив похожий на World Music. Гитарные и струнные словно частички нью-эйджа делают какофонию более утончённой, добавляя звуки природы, шум ветра и журчание воды.
Во многом показывая историю мира, войн, различных религий и вероучений, идёт откровенный стёб и издевательство над многими историческими фактами, правлением и государствами.
Жабы и тритоны одетые в крестоносцев, бойни и жертвоприношения сделанные на макете в цирке, кровавые пирамиды, словно жерла вулканов извергающие на жаб или других воителей кровавую массу. Иисусы на продажу идут в различном виде статуэток и разных поделок. Зажратые лики святых базарников, накрашенные и переодетые в рясы и туники делают сплошное лицедейство. Продолжая шествие распятых мясных туш на крестах, сжигая свои человеческие копии манекенов и сбережения всех денежных средств на ритуальном месте приношения.
Вакханалия продолжается полным издевательством и перековерканием многих библейских канонов. Святые лики и бесконечные проститутки, перемешанные с ещё большим количеством голых телес выдают нам новую историю старого мира.
Метафора правит миром кадра, давая нам лицезреть неприглядное, извращённое и проникновенное. Показывая нам силу нашего дерьма, словно стезя алхимии и очищения, путём вдыхания и обкурки зловонными запахами. От чего и наступает эйфория. Золото сравнивается с дерьмом. И в этом смысле показано, что даже Иисус подвержен этому и в этом нуждается. Символично подытожить, что, сколько вышло из тебя дерьма, столько и золота ты получил.
Также любой труп может поцеловать свою семью на прощание, а любой понтифик или Папа римский лёжа в гробу перекрестить и благословить всех желающих. Впрочем, как и прожжённая проститутка может дать и сделать услуги уже даром на смертном ложе денька три мёртвая.
Далее можно сказать о каждом увлечении бизнесом или другим делом, словно на другой планете, будь-то Венера или Марс, Юпитер или Сатурн, везде идёт один бардак. Но в анабиозе человек просыпается в своём похотливом состоянии, держа в сознании оргию или эпатажный выпад. Словно на верёвочках ведясь по жизни как на подиуме. Производства создают все вредные составляющие и различные наркотики, которые делают из нормальных людей, диких зверей и создают манию величия. Чёрный юмор зашкаливает, и любой сарказм остаётся где-то в песочнице. Все города Содом и Гоморра нервно курят, а попиратели различных взглядов дают понять о ещё одном конце света. Семья показана как роботизированное царство нужд, при механическом исполнении.
Если это сатира, то очень дерзкая.
Если это жизненная метафора, то запредельно страшная в своём выражении.
Если это абсурдный сюрреализм, то глубоко мрачный в своём понимании.
Если это идейный арт-хаус, то грань искусства в такой художественной мясорубке такая, что можно открывать цех по многоразовой переработке.
Особое мнение. Отдельно взятые темы и смысловые эпизоды прекрасны в своём исполнении. Как и показанная стилистика в искусстве сюрреализма, садясь на бумагу или холст обмалёванными цветными красками задницами, выдавая это за новшество великого искусства. Или показывая зрителю, кто правит миром. Любое правительство их клиент, и Они, и только Они программируют и планируют новые игрушки – это войны, вооружённые конфликты и революции. Это господство заранее приучает всех детей ненавидеть своего врага. Будь-то внешний враг или внутренний. Разработки стратегии для глав высокопоставленных семей и правителей государств, по уничтожению многих миллионов людей, различного сброда малоимущих и невыгодных работников.
Также и Декамерон Боккаччо, обработанный постановкой Пазолини, становится глупой пустышкой и наивной овечкой наряду с показанной во многих местах и сценах развязной распутностью. Отдельно занимает тема хиппи и сексуальной революции по фильму. Пропитанная через все новеллы фильма, секс, власть и деньги кричат с каждого кадра в своём издевательстве. Человеку не нужно жильё, ему нужно - крыша над головой. Следовательно, нужно продать идею крыши над головой. Но чтобы достичь успеха, нужно перестать быть индивидуалами и собраться в одно целое. Уничтожить свой образ и собрать новую концепцию своего будущего Я.
Вторая половина фильма ещё более осмысленна в философии и глубине мысли. Словно ожили дневники Кастанеды, и гималайские горы раскрывают своё таинство. А наши мысли также материальны, как и живое дерево. Нужно только уничтожить свою иллюзию и избавится от субъективного прошлого.
Мир зазеркалья по своему символичен, показывая нам словно другое измерение вещей в жизни. Так в любом камне есть душа. Найти и понять её не каждому даётся. Различные футуристические картинки, словно карты Таро показывают нам, как создавать душу. Под показной магией и ритуалами проходят нравоучения и обряды, давая нам другое толкование или оболванивание. Многозначительные некоторые фразы, с надуманной напыщенностью нам говорят, что человек не может знать нечего, сам по себе. Иисус и любая религия, как и другие виды производства и политики – это воровство и мошенничество. А любые магнаты и империи основаны на глухоте ко всем другим, немоте к народу. И слепоте к нуждам всех окружающих.
Утрируя в гротескной форме показанное действие, сама работа Алехандро Ходоровского, всё же высмеивает творящееся в мире события, лживую правильность, вкусы, моду и различную политику. Очень смело, очень вызывающе, очень гипертрофировано в показном величии абсурда.
Но из-за большой, очень большой нарезки этих показанных эпизодов, фильм кажется длинным и нескончаемым. От такого просмотра за один раз можно как минимум устать. Ибо, тяжкий груз ложится в смысловую нагрузку. Моё мнение таково, что фильм не потеряет своё выражение разбитый на несколько частей. И всё же даст гурману такого жанра, по достоинству оценить и подумать над любой показанной сценкой. В чём идёт смысл и выражение, в язвительной форме строка.
Итак, вердикт: Вызывающая антиутопия абсурдизма, авангардного направления, показывает нам модернистскую модель психоделического андеграунда. Этот радикальный сюрреализм относится к махровому арт-хаусу. Считается самым большим и многочисленным выражением жанра этого направления в мировом кинематографе (Ёпта, о закрутил).
Можно ещё многое рассказывать об этом кинематографическом выражении, ведь сказанного только уместилась одна часть. Но лучше один раз увидеть, чем много раз услышать сие творенье, раз и навсегда.
P.S. Хочется закончить эту рецензию смысловым значением самого главного героя в фильме, исполненного Ходоровски.
Это всё иллюзия. Прощай «Священная гора». Каждому из нас надо возвращаться в настоящее.