Рецензия на фильм "Этот счастливый народ" (1944)
Ранняя работа знаменитого британца Дэвида Лина, выполнена в старом духе кинематографа, где актёры выражались больше мимикой, жестикуляцией и наполненностью образа. Такая старая школа делала полноту актёрского ремесла понятную без слов. Но, к сожалению, сейчас вся актуальность такого подхода свидина к нулю. И фильм 1944 года, смотрится словно ранние 30-е, отдавая дань уважения становлению данного искусства.
«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других» - Конфуций
Сейчас, для современного зрителя такой подход будет как минимум карикатурным и гротескным. Актёры, явно переигрывали, неестественность бросалась в глаза, чувствуется работа ещё не самого Лина, а учителей немой эпохи, словно под копирку сделанное клише сюжета, где нудность и затянутость прорывается всё чаще и чаще. И основная часть такого фильма не будет представлять никакого интереса для обычного зрителя. Оценить такую работу смогут лишь историки кино.
Но во второй половине фильма, больше определяется сюжет в драму отношений, обретая очерченность в стиле, сосредотачивая серьёзность на развороте событий. Больше всех смотрелся персонаж актёра Стэнли Холлоуэйя. Более выразительный и фактурный, был сразу замечен Голливудом и сыграл немало сильных ролей далее, в более известных фильмах.
Да и сам Дэвид Лин, с удовольствием его задействовал вместе с главной героиней, актрисой Селия Джонсон в своей более знаменитой работе «Короткие встречи».
Первая часть фильма, смотрится без особого интереса, лишая зрителя вовлечённости. События семьи в мелодрамной обёртке, не позволяют сочувствию любому из героев. Являясь равнодушием и серостью спонтанных диалогов, в так и невыраженной жанровой теме. Комедийные нотки смотрятся по меньшей степени глупо. Лишнее фиглярство явно не идёт на пользу, что в общей картине делает больше фарса, чем трагикомедии.
Довольно сложно, что-либо выделить как пример в кинематографе, но британские братья по цеху, любят пиарить свои старые фильмы, тем более Дэвида Лина. Для себя я отметил атмосферу и дух старой Англии, передающий ту чопорность, монотонность и размеренность, которая так свойственна туманному Альбиону. Очень порадовала детальность и антураж. Предметы хорошо подобраны в своём минимализме, рассказывающие больше людей, свою историю. Точно также как и дождь за окном, его появление в кадре, как дополнение, даёт больше осмыслённости, словно тишина говорит с тобой.
Музыка соткана из стилистики разной направленности, будь то рэгтайм или фокстрот, старый диксиленд и оркестровые оратории, похожие на сказочные мотивы Чайковского. Для себя же отметил изучение и становление британского режиссёра в будущего мэтра. Ценность такой работы только в изучении периода британского кино того времени.
Эта работа будет интересна людям, занимающимся творчеством Дэвида Лина, изучением раннего и среднего этапа кино Британии, и довольно пожилым людям, смотрящим старые, чёрно-белые фильмы. Где смысл уже не суть фильма, а в великая ностальгия по давно минувшим годам. Словно персонажи этого фильма, въезжающие в старый город, после первой мировой войны, прожившие там, до поры до времени и снова покидающие родные стены.
«Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно» - Конфуций